Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Пятница, 26.04.2024, 21:51
Главная | RSS

 

Форма входа

Меню сайта

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИИ

Православный календарь


Икона дня

Цитаты из Библии

Праздники


Православные праздники

Статистика

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Интересные статьи

СОСТОЯНИЕ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ И ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ЗА 1866 – 1867 ГГ.

Е. Устинова


старший преподаватель кафедры английского языка № 6. Международный институт управления. Московский государственный институт международных отношений (университет)


СОСТОЯНИЕ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ И ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ЗА 1866 – 1867 гг.

...

В 1879-1880 гг. в Нижнем Новгороде появляется необычное учебное заведение К.В.Раткина, объединявшее в себе как частное учебное заведение для детей мужского пола, так и частную приготовительную школу для детей обоего пола «Детский Сад». Мужское заведение было принято Раткиным от г-жи Домбровской, «Детский Сад» был организован им самим впервые. В детский сад Раткин набирал детей 3-7 лет. Им было задумано данное подразделение как часть последовательного образования, в Детском Саду дети должны были получить уже первоначальные знания, умения и навыки, необходимые для обучения в его мужском учебном заведении. Поэтому в 1879 году Раткин обращался с прошением к директору училищ об изменении плана частной школы «Детский Сад» и ее названия (Детский Сад с Элементарной школой). Детский Сад с элементарной школой (заведение только для приходящих) должно было разместиться в верхнем этаже занимаемого Раткиным дома (из 6 комнат) и состоять из 4 отделений: двух отделений детского сада (для детей 3-7 лет) – младшего и старшего, и двух отделений элементарной школы – 1-ого и 2-ого (для детей 7-11 лет).

Представленный им план Детского Сада с Элементарной школой демонстрировал знания учредителя в области педагогики детей младшего возраста, знания их психологических особенностей, подходящих форм обучения для таких детей. Например, в качестве предметов занятий в Детском Саду он предполагал:

a) беседы и рассказы о земной жизни спасителя; беседы и рассказы об окружающем: о предметах непосредственно представляемых созерцанию детей и по картинам для наглядного обучения;
b) подвижные игры и беседы по поводу этих игр;
c) игры с пением и легкие гимнастические упражнения (комнатные игры и игры на воздухе будут чередоваться, смотря по погоде, но зимой будут проводиться исключительно в комнатах);
d) лепка из глины, легкое плетение и вышивание;
e) постройка из кубиков, кирпичиков, палочек, лучинок, брусков и другие подобные работы;
f) легкие упражнения в счете по наглядным пособиям и при играх в пределах чисел первого десятка;
g) заучивание наизусть легких песенок и стихотворений в связи с пением и подвижными играми;
Кроме этих занятий, общих для всех детей Детского Сада, у детей старшего отделения будут еще следующие:

- постепенное изучение букв русской азбуки, чтение и составление слова, кратких предложений, отрывков и небольших рассказов из передвижных букв, чтение с пересказываем прочитанного;
- письмо элементов и постепенный переход к списыванию с книги и письму по диктант;
- рисование и раскрашивание;
- упражнения в счете на разных наглядных пособиях в пределах чисел 40-50, усвоение табличек сложения и вычитания и решение легких задач в пределах тех же чисел;
- постепенное практическое употребление языков французского и немецкого.
Таким образом, постепенно, в элементарной школе должны были вводиться все предметы других отделений школы.

Но перед основателем школы вставала проблема, связанная с тем, что приготовительное отделение его школы было рассчитано на детей обоих полов, а уже непосредственно учебное заведение уровня начального училища – только на мальчиков. Естественным стремлением Раткина было получить разрешение на открытие такого же заведения для девочек. Тогда выстроенная им система могла получить логическое завершение. Подготовку девочек Раткин предполагал ограничить младшими классами женских учебных заведений (Закон Божий, русский язык, арифметика, география всеобщая и русская, история всеобщая и русская, начала естественной истории, французский язык, немецкий язык, латинский язык, чистописание, рисование, рукоделие, танцы, музыка). Заведывание заведением 2-го разряда для девочек он доверял домашней учительнице Марии Николаевне Яшиной. «Учебное заведение мое в случае утвердительного решения распадется на три отдела с особым помещением для каждого:

Детский Сад с элементарной школой.

Пансион для девочек с 2 классами по два года в каждом. Для помещения отдельный дом.

Учебное заведение и пансион для мальчиков с помещением в нижнем ярусе того дома, в котором детский Сад (помещение отдельное – отдельный вход)».

Возраст учащихся в заведениях для мальчиков и девочек должен был ограничиваться 10-16 годами. 

Но данному, новому во всех отношениях типу учебного заведения, не суждено было открыться в Нижнем Новгороде. Г-ну Раткину было отказано в открытии заведения для девочек под предлогом необходимости соблюдения нравственности в учебных заведениях (кроме того, «на основании существующих постановлений частные учебные заведения для детей обоего пола могли быть под непременными условиями, чтобы все учащиеся были приходящими, и чтобы мальчики и девочки были не старше 11 лет»). Не было замечено то, что Раткин планировал совершенно раздельное существование данных отделов учебного заведения, указав даже, что в каждое из учебных помещений будут вести отдельные входы. Таким образом, одно из наиболее интересных начинаний в области построения взаимосвязанных ступеней частного образования не было осуществлено в полной мере по формальным причинам. Хотя уже в 1895 году в Нижнем Новгороде совершенно легко будет разрешено открытие Натальей Федоровной Дмитриевой частного учебного заведения и при нем «детского сада» для обучения детей обоего пола. Связано это будет с тем, что к 1890-м годам в целом практика создания раздельных частных школ (для мальчиков и девочек отдельно) на какое-то время прекратит свое существование, выгоднее будет открывать совместные школы, что и будет считаться нормой.

 

 



Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-554400.html
Категория: Интересные статьи | Добавил: Administrator (11.01.2019)
Просмотров: 357 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]