Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Суббота, 24.08.2019, 01:26
Главная | RSS

 

Форма входа

Меню сайта

Календарь-новости

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Православный календарь


Икона дня

Цитаты из Библии

Праздники


Православные праздники

Статистика

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

село Бычки




             На первый взгляд название села согласно "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И.Даля можно трактовать от значения "бычок - молодой бык, теленок". На странице тамбовской газеты "Народная трибуна" от 17 сентября 2009 года, в статье Татьяны Кузнецовой я прочитал такую версию возникновения названия села: " В глубокую старину через Кирсанов и Моршанск пролегал большой тракт. По нему ежегодно весной и зимой из Поволжья на Москву перегонялись большие стада крупного рогатого  скота. Молодняк, главным образом, бычки, на длительные стоянки оставляли на месте нынешних Бычков. Здесь погонщики стада отдыхали по нескольку недель, откармливали поголовье, благо кормов было достаточно. Отсюда и название села – Бычки."  К сожалению ни на одной из старых карт мне не удалось обнаружить существование этого тракта, к тому же городов Кирсанова и Моршанска к моменту основания Бычков еще не существовало. Вместо них были села Пурсованье и Морша. История с кормами весной, а зимой особенно как-то не очень убедительно звучит. Хотя данная версия появления названия села безусловно имеет право на существование.

     Мне видится вероятным, что название селу могло дать как раз другое толкование  слова бычок, данное в том же словаре - "Ряз. площадка углом, меж двух сходящихся вершин, т. е. оврагов." Примечательно, что данное толкование применительно к соседней территории Рязанской губернии, откуда и шло заселение Тамбовских земель. На современной карте масштаба 1:50000 (в 1см 500м) видно как минимум два больших и столько же малых оврагов сходящихся к берегу реки Керши. Именно на этих площадках-бычках между оврагами и расположено село.
      Подтверждение своей версии происхождения названия села, я нашел в работе кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина.  А.С.Щербак " Когнитивные основы региональной ономастики" . В ней говорится: "Исследование знаний ономастического характера позволило установить ушедшие или уходящие из языка слова, в том числе и диалектные: …. бычок «площадка углом между двух сходящихся оврагов» - населенные пункты Бычок, Бычки".

С помощью удивительно отзывчивого человека Сергея Кожевникова, мне удалось узнать что, село Бычки упоминается еще в ревизии 1704 года (РГАДА, ф. 350, оп. 1, д. 408). Проживали тогда в Бычках  Тамбовцы у которых там были поместные дачи. Сословие в ревизской сказке не указано, но вероятнее всего, судя по размеру наделов это были дети боярские. Следовательно Бычки были основаны на рубеже XVII  и XVIII веков.

Вот, что пишет о Бычках известный тамбовский краевед Н.В. Муравьев: "Ранее село было заселено однодворцами, о которых впервые упоминается в документах ревизской сказки 1719 года.; в селе числилось 64 души мужского пола, а их домов - 43. В числе проживав­ших однодворцев того периода были: Хрущев Кондратий, Тетяхин Фи­липп, Попов Афанасий, Еклыгин Андрей, Клейменов Кондратий, Дегтярев Гаврила, Степанов Иван, Пахомов Назар, Кузнецов Лаврентий, Шарапов Григорий.

                В документах ревизской сказки 1795 года указано, что в селе Бычки по-прежнему проживали однодворцы, которых числилось: мужского пола - 409, женского  пола - 437 человек. К вышеупомянутым фамилиям жителей села при­бавились:  Мешков Артамон, Лучников Ермолай,  много Клейменовых."

                По епархиальным сведениям 1911 г. в Бычках имеется церковь деревянная, холодная, построенная в 1781 году. Вместе с тем отмечается, что приход открыт более 200 лет назад, то есть до 1711 года. В церковной летописи хранилась грамота Преосвященного Феодосия, Епископа Тамбовского и Пензенского, на построение храма, выданная 12 августа 1781 года. Престол был один - Николаевский, престольный праздник - 6 декабря и 9 мая. в 1911 году в Бычках насчитывалось 244 крестьянс­ких двора с населением: мужского пола - 1032, женского пола - 1057 человек. Земельного надела на каждую мужскую душу приходилось по 3/5 десятины в каждом из трех полей.  В селе была церковно-приходская, одноклассная, трехкомплектная, смешанная школа.

           По данным Татьяны Кузнецовой в 2009 году в селе "значится 57 дворов с населением 56 человек".  В селе Бычки в 2009 году отмечали 290-летие основания. Поздравить сельчан с юбилеем приезжали работникм МУК ЦДД.  Но на самом деле село как мнимум на 15 лет старше, так как упоминается еще в 1704 году.

               В одном из иллюстрированных книжных изданий мне попалось фото села Бычков, сделанное с самолета в начале 30-х годов 20 века.Под снимком подпись: "Под соломенными крышами и с Храмом без крестов. Село Бычки начало 30-х гг". Качество снимка конечно оставляет желать лучшего. Но именно тогда у меня и созрело желание посетить эти места.

               

              В  Бычки мне удалось проехать только со второго раза. В первый день, я поехал по дороге,  указанной на карте, через Пахотный угол на Городище, а затем через  мост  на  реке  Керше.  Этот  путь в Бычки существует только на карте.  Вернее  до  Городища  можно доехать без проблем, даже почти до моста  через  Кершу  можно  добраться...  Но  сам мост уже полусгнил, и дорога  за  ним на другом берегу Керши уже заросла в человеческий рост кустами  и  бурьяном.  А  Бычки  были  совсем рядом - на другом берегу Керши.  На  следующий  день  поехал  в  объезд  по полям с кукурузой и подсолнечником - но добрался-таки.

              Первое,  что  открылось  глазу, -  сельское  кладбище. Ограда кладбища сгнила  и  развалилась,  над  входом икона, когда-то бережно прикрытая старой  тюлевой  занавеской.  Кругом  знакомые по метрическим книгам и ревизиям  фамилии.  Очень  много  могил  с несохранившимися надписями. Впечатлили  могильные кресты с тремя перекладинами и большими коваными болтами-креплениями, таких прежде нигде не встречал. 

             По  спутниковым  снимкам  и старым картам я уже знал месторасположение церкви  в Бычках. Более того, на генштабовской карте издания 1985 года она  была  нанесена.  На  самом же деле церковь не сохранилась. От нее остался  только  поросший травой котлован. Сама церковь сгорела в 1963 году.  А до пожара использовалась, как зернохранилище. Со слов местных жителей,  заведующий  зерновым  складом зерно пропивал, а чтобы скрыть следы воровства сам и поджог церковь... Так что на месте церкви только котлован и два одиноких пустых скворечника смотрят в небо... 


            Само  село  Бычки умирает, вернее практически уже умерло. На настоящий момент  в  селе  проживает  не  более  20  человек  весьма преклонного возраста.  Молодежи  нет  совсем.  Связано  это  в  первую  очередь  с отсутствием  нормальной дороги к селу, ну и конечно с общей тенденцией вымирания  сел  в  России  и оттоком населения из сельской местности в города. 

            Первое,   что   поразило   в   Бычках,  это  какая-то  неестественная "чернобыльская"  тишина.  Только шум ветра, да насекомых в траве и все...  Ни криков петухов, ни кудахтанья кур, ни лая собак, ни человечьих голосов. Почти все дома в селе пустые и заброшенные. Даже те, которые с виду  производят впечатление еще жилых. Я нашел лишь несколько домов, в которых еще теплится жизнь.  

           Село располагается, вернее уже располагалось, на склоне холма, а также в низине возле реки Керши и в средней части холма, в обе стороны от  него.  Все дома на вершине холма пустые, в низине у реки всего три дома,  а  на  "улице"  (как  ее назвали бабульки) тоже всего несколько домов.  С  холма  открывается красивый вид на долину реки Керши, видны соседние  села  с Храмами - Пахотный угол и Кривополянье, видно бывшее село,  а  ныне  деревня,  Городище. 


          Я  не  увидел  в  селе и округе коров, только одна единственная лошадь паслась  на  лугу  возле  Керши. Из "удобств" в Бычках доступно только электричество. Нет  уже  даже  проводного  радио. Автолавка-магазин приезжает  не  чаще  одного раза в неделю, и жители запасаются хлебом и  крупами.  Небольшой  пруд  в  центре села практически зарос и обмелел. Огороды и загоны для скотины в запустении. 

          Местные бабульки  указали  мне  другую  дорогу  на "большую землю" через лес и  поля,  которая  и вывела меня на асфальт на окраине Пахотного угла. На карте  эта  дорога  обозначена  как тропинка. Обе дороги доступны для обычно  транспорта только в сухую погоду, после дождя проходимы только  для трактора или внедорожника.

          В середине 18-го века мой прапрапрадед крестьянин села Казывани Скосарев Феодосий Евстратович взял в жены из села Бычков девицу Мешкову Ирину Федоровну ~ 1765 г.р. , а несколько ранее другой мой предок - крестьянин села Казывани Дронов Евдоким Семенович, также  выбрал себе невесту в Бычках - Харину Федосью Антоновну ~ 1743 г.р. Так и появились в моей родословной "Бычковские" фамилии: Мешковы, Калмыковы, Харины.