Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Суббота, 24.08.2019, 01:28
Главная | RSS

 

Форма входа

Меню сайта

Календарь-новости

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Православный календарь


Икона дня

Цитаты из Библии

Праздники


Православные праздники

Статистика

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

село Саюкино



      Село Саюкино впервые упоминается в окладных книгах 1702 г.: «Церковь Дмитрии в Тонбовском уезде, в новоселебном селе Саютине. У тое церкви двор попа Леонтия... В приходе в том селе: двадцать четыре двора детей боярских, пять дворов бобыльских. К сему окладу села Саютина дьячок Стефан Попов руку приложил для того, что отца его дома нет ...Церковь Архистрага Михаила в том же селе Саютине. У тое церкви двор попа Мины, да двор попа Трифона, два двора дьяковых. В приходе в том селе девяносто дворов детей боярских, три двора бобыльских».

Вторично о селе Саюкине упоминается с некоторыми подробностями в документах первой ревизской сказки 1719-1722 г г. По-прежнему в Саюки­не числилось два прихода - Михайловский и Дмитриевский. В Михайлов­ском приходе насчитывалось 78 домов однодворцев. В числе их Игнат Рощин, Антон Кревенцов, Леонтий Семенов, Михаил Черкашин, Селиверст Бурцев, Федор Филатов, Игнат Мачехин, Савва Коростылев... В Дмитри­евском приходе - 57 домов однодворцев, среди них Василия Севостьянова, Матвея Давыдова, Макара Копылова, Артемия Трофимова, Степана Коло­бова, Павла Курапова, Игната Дорохина, Тимофея Дегтярева... Однодвор­цев в двух приходах села Саюкина было 748, дворовых - 77 душ.

Во второй половине XIX в. село окончательно разделилось на два са­мостоятельных поселения - Саюкино (бывший Михайловский приход) и Дмитриевщина (бывший Дмитриевский приход).



По сведениям центрального государственного архива древних актов упоминания о двух селах Рассказовского района Дмитриевщине и Саюкино содержится во многих документах, примерно с середины 17 века. Эти два современных села триста с лишним лет существовали, как единое село, но с двумя приходами и в документах именовались то село Саютино (Саюкино), то Дмитриевское, то Михайловское, то Дмитриевщина, то Березовка, то Селивановка. Вот сколько названий вплоть до середины 19 века было у старинного села. Вплоть до 19 века большинство сел носило как бы двойное название.   C одной стороны, официально населенный пункт назывался по названию храма в нем расположенного, а население по старинке звало село по каким-то другим признакам: по первопоселенцу Селиванову   - « Селивановка», по березовой роще –  Березовка». Первое точное упоминание о селе Дмитриевщина содержится в « Ландратской переписной книге детей боярских» от 1675 г. и говорится, как о селе «Новопоселенном».


Первыми жителями села были отставные солдаты, которым разрешалось поселяться на свободных землях. Это жители Тамбова, Шацка, Конобеева и других. Первые поселения появились в междуречье реки Керша и левого ее притока, названо это поселение было « Кобзев». Затем прибывшие жители образовали поселение « Черников». С увеличением населения жители расселяются от улицы « Кобзев» на юг вдоль реки, а затем на юго-восток, вдоль проезжей дороги Тамбов- Саратов, по последней торговцы и купцы везли зерновые культуры и перегоняли скот к воде реки Цны. Дорога имела извилины, и поселение вдоль дороги было названо Криушей. С приходом новоселов жители расселяются вдоль реки Керши, от моста на юго-восток, и образовали Заречье, а два дома были построены от моста на северо-восток и названо было Красновкой. Прибывшие мордовцы стали заниматься земледелием, скотоводством и пчеловодством. Они долгое время держали в секрете разведение и уход за пчелами и поэтому жители села. Прозвали их тонкими ( хитрыми ) людьми, улица долгое время сохраняла свое название – Тонково. Затем поселились жители улицы Пески, Каблук, Безгин. Сохранились мордовские фамилии: Шалагина, Парбузина, Безгина, Тарабрина. null

 

Первопоселенцы не зря селились поукромнее. Жить в крае вплоть до конца 18 века было неспокойно. Беспокоили набегами ногайские татары, поднимала бунты языческая мордва. В конце 18 – 19 веков в селе проживала образованная династия священников Оржевских. На протяжении нескольких десятилетий они расспрашивали старожилов, записывали легенды и составили настоящую летопись села и окрестностей.   Священник Иоан Оржевский пересказывает несколько легенд о том, как некий охотник Саюк после нападения татар на его жилище и смерти единственной дочери, удалился в непроходимый лес и основал малый монастырь – обитель, где долгие годы вел отшельническую жизнь. И как своими руками срубил маленькую часовню. О его жизни прослышал епископ Тамбовский Питирим и в лето 7203  (1695 г.) прибыл к отшельнику. Много беседовал о святом писании с ним. И увещевал живших в то время с отшельником  тем  сбежавших с Дону реки в 7183  (1675 г.) неких старцев и стариц, впавших в раскол. Епископу удалось обратить тех раскольников  в православие, и только после он освятил церковь во имя Великомученика .Дмитрия Солунского.


 Согласно "Списка населенных мест Тамбовской губернии за 1862 год" : Саюкино, Михайловское тож, село казенное и владельческое, при речке Орлянке и реке Керше. Расстояние от уездного города - 38 верст. В Саюкино в 1862 году 294 двора, 1173 души мужского пола и 1168 - женского.  В селе имелись: церковь православная, ярмарка, базары по понедельникам.

     Согласно другого документа - "Списка духовенства Тамбовской епархии на 1876 год"  церковь в селе Союкине Архангельская., деревянная, постройки 1777 года; приделов два: во имя Скорбященской  Божия Матери и во имя Святителя Николая. Главная. Штат: Настоятель и псаломщик. 
Настоятель свящ. Кирей  Захаров Хмельницкий, 2 разр., рукоположен в 1830 году. Сверхштатный священниу Андрей Гаврилов Говоров, 2 разр., рукоположен в 1854 году.  
Церковный староста государственный крестьянин Кортавых, с 1871 года.  
     В "Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии"за 1911 год: "село Саюкино. Церковь деревянная, холодная, построена прихожанами в 1774 году. Престолов три: главный - Архангельский (8 ноября), придельные Скорбященский (24 октября) и Никольский (6 декабря и 9 мая). Дворов 717, душ мужского пола - 2995, женского - 2923, великороссы, земледельцы. Школы: земская и церковно-приходская, смешанные. В приходе строятся две новые церкви: в селе Саюкино каменная, трехпрестольная, теплая и в деревне Керше начата постройкой деревянная холодная церковь.
     В самом начале XIX века один из моих предков государственный крестьянин села Казывани Михаил Петров сын Дубовицкий взял в жены дочь государственного крестьянина села Саюкино Андрея Прохорова сына Дерябина - Аксинью. 
Несколькими годами ранее, ориентировочно в 1778 году, другой мой предок из села Казывани Степан Евдокимов сын Дронов взял в жены дочь государственного крестьянина села Саюкино Севостьяна Гуреева - Прасковью. Осенью 1787 года Степана Дронова взяли в рекруты, а весной 1788 года его жена Прасковья родила сына Федора.  Из армейской службы Степан Дронов не вернулся, сложил голову на поле брани. Его жена Прасковья Севостьяновна второй раз вышла замуж за Федора Белоусова, также из села Казывани.

На странице использованы материалы,  собранные преподавателем истории школы села Саюкино, Часовских Еленой Михайловной.