Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Пятница, 14.12.2018, 03:31
Главная | RSS

 

Форма входа

Меню сайта

Календарь-новости

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Православный календарь


Икона дня

Цитаты из Библии

Праздники


Православные праздники

Статистика

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Зарецкий Спасский монастырь


В 1837 году были основаны при Министерстве внутренних дел статистические комитеты. На обязанности комитетов возложено было между прочим изучение местной старины. Само Министерство внутренних дел в том же году взяло на себя почин собирания сведений о всех древних зданиях и вообще всякого рода древностях, находящихся в России.

В октябре месяце г. министр вн. дел обратился к Рязанскому гражданскому губернатору Владимиру Михайловичу Прокоповмч-Антонскому с просьбою доставить ему, на основании продолжения Св.Зак. 1 тома ст. 1360, сведения о монастырях, церквах, замках, домах, водопроводах, мостах, развалинах стен, остатках древних дорог и др. памятниках древности, замечательных или по своим историческим событиям, или по каким-либо особо важным проишествиям; с обозначением настоящего их положения, и если возможно, то доставитть рисунки таковым древностям и изложить вкратце историю существования оных или предания, кои на их счет сохранились.

4 ноября 1837 года Прокопович-Антопский отнесся к Рязанскому архиепископу Гавриилу, прося его содействия в доставлении сведений о древних монастырях, церквах и прочих зданиях в Рязанской епархии. Преосвященным Гавриилом доставлены были губернатору уже собранныя Иеронимом сведения о существовавших монастырях и пустынях Рязанской епархии, а потом упраздненных, каковыя и напечатаны в № 39 «Рязанских губернских ведомостей» за 1838 год.

И вот что буквально об этом монастыре говорится: « Зарецкий Спасский монастырь находился близ города Спасска на берегу озера, от Старой Рязани в трех вестах».

      Город Спасск, а ранее село Спасское, Васкина Поляна тож, был монастырской вотчиной Спаса Зарецкаго.
Название «Зарецкий», говорит Д.И. Иловайский, монастырь этот, может быть, получил, по преданию, от г. Зареческа, топографию котораго историк Рязанского княжества указывает на месте Спасска.
Старожилы еще помнят, говорит он, остатки земляных валов в теперешнем г. Спасске на месте публичного сада; здесь иногда находили мечи, бердыши, кольцеобразные бляхи и старинныя монеты.
Более подробные сведения о местоположении этого монастыря и его истории доставлены Рязанскому гражданскому губернатору в 1839 году Спасского городоваго магистрата бургомистром Мироновым. 30 июня 1839 года бургомистр Миронов, представляя губернатору пять столбцов XVII в. о Спасском Зарецком монастыре и опись монастырского инвентаря за 1728 год, делал такие соображения о местоположении Зарецкого монастыря: «Над скатом горы в г. Спасске, лежащей к южной стороне, возвышается часовня – полусогнивший памятник священного здания. Головы и кости, выкатившияся из горы, свидетельствуют о древнем кладбище. Каждый годчастью водою, во время разлития, подмывавшаяся гора обнаруживает кости покоющихся прахов, а частью ветер, выдувая песок, обнаруживает могилы до осснования. Так что, смотря на все пространство, граничащее костями, нельзя определить могил, и видна лишь одна равнина, совершенно покрытая костями, из коих множество, ссыпаясь с горы, во время разлива, уносятся водою. Изустное предание многих свидетельствало всегда, что на этом месте был монастырь, а по уничтожении его – сельская церковь. Надобно было изыскать следы этого предания, надобно было подтвердить его самыми открытиями, и предпрринимаемое мною изыскание собраниями разных хартий наконец удостоверило, что на сем месте в древности стоял монастырь, именовавшийся Спас-Зарецкий; получивший, верояно, свое название от того, что известный древний город Рязань (ныне село Старая Рязань) стоял противуположно Спасску, на правом берегу Оки по ея течению».
Когда, кем и по какому поводу монастырь Спас-Зарецкий основан, точных сведений не имеется. Время его основания относят к XV ст.
Самый древний документ, нам известный, свидетельствующий о существовании уже Спасскаго Зарецкаго монастыря, относятся к 15 марта 1535 года – это изданная Рязанскою ученою архивною комиссиею в «Сборнике писцовых книг Рязанского края» сотная грамота письма Ивана Дм. Боброва да Ярца Андреева Норманскаго на бортныя ухожья Куроповский остров Гавриловского села, что Спаса-Зарецкаго, что Спаса под Старой Рязанью. Из документа видно, что Спасский Зарецкий монастырь между 1483—1503 годам уже существовал.

     Князь Феодор Васильевич, сын великаго князя рязанскаго Василия Ивановича, родной брат предпоследнего рязанского князя Ивана, правну Олега Ивановича (1483 – 1503 гг.), говорится в грамоте, «село Гавриловское и ухожьи, что были Спасскаго, что Спас в городе в Переславле, взял то село Гавриловское у Спаса у Городецкаго да придал в свою вотчину в трети к Спасу Зарецкому. И на то село Гавриловское у Спасскагго (Зарецкаго) игумена Федосья грамота княж Феодора Васильевича»
Князь Федор Васильевич, как известно, от отца получил себе в удел Перевиток, Старую Рязань и треть в Переславле (дворы в городе, посад и мельницы, около города поле и луг), в городской тамге треть и соответствующую долю суда в Переславле.

 
 

 Как владелец Рязани Старой, Федор Васильевич взял у Спаса Городецкаго, находившегося в Переславле Рязанском, село Гавриловское и придал его в своей вотчине в трети к Спасу Зарецкому.  Игумен Зарецкаго монастыря Феодосии на основании этой грамоты стал пользоваться и бортными ухожьи Куровловского острова Гавриловскаго села Спаса Зарецкаго и брать с ходивших там бортников Лопата Дягилева с товарищи оброку по 19 пудов меду.
Спасский монастырь в Переславле Рязанском спорил, что поиие-сюванныя выше «бортныя ухожьи» принадлежат ему. и сумел действительно выиграть дело. По великаго князя слову Ивана Васильевича помянутые нами выше писцы Иван Дмитриев Бобров да Ярец Андреев сын Норманскнй с товарищи в 1535 г. 15 марта действительно признали, что пользование «бортными ухожьи» Зарецким монастырем было бы незаконно, и приписали их снова спасскому архимандриту Касьяну с братиею, что Спас в городе Переславле в Рязанском, потому что грамота Феодосия, игумена Зарецкаго монастыря, дана только на село Гавриловское и ничего не сказано о бортных ухожьях.
«И мы того обыскали, - говорится в сотной грамоте писцов Ив. Дм. Боброва и Ярца Андреева сына Норманскаго,— что те ухожьи Гавриловскаго села к Зарецкому Спасу а грамоте не написаны, и впереди те ухожьи архимандриту Касьяну с братьею, потому что у спасскаго игумена Феодосья, во княж Федоровой грамоти, написано село Гавриловское, а не бортные ухожьи. А ходити те ухожьи тем же бортникам Лопати Дягилеву с товарищи. А оброк давати спасскому (в Переславле) архимандриту Касьяну с братьею».     

В более поздних документах, а книгах приправочных 1597 г. и составленных после них писцовых Старо-Рязанского стана за 7137 и 7138 (1629—1630) гг., в Зарецком монастыре значится две церкви — Преображенская и Введенская. В селе Спасском, по упомянутым писцовым книгам, значилось «церковных причетников: двор пола Бориса, двор попа Феодоса. двор дьякона Захара, двор дьячка Ивашка Васильева», но замечено также, что «служат попы и дьячек в монастыре».     «Церковные пашни» за причтом состояло «добрые земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сена по лугам и на пожие 50 копен». Количество прихожан при этих церквах «в селе ж и в деревне» (Гавриловской) числилось «крестьянских семьдесят три двора, двадцать девять дворов бобыльских, людей в них тож».   

В том селе и деревне, принадлежащих Зарецкому монастырю, по писцовым дачам, значилось «пашни паханые II чети с полу-осминою, да перелогом 400 чеи, да лесом поросло 300 чети, а всегопашни паханые с наезжею, и перелогу, и лесом поросло добрые земли 1249 чети с полу-осминою в поле,да в дву потомуж, сена, что косят на монастырь (Спасский Зарецкий), опричь крестьянского, меж озерот Климентовской и Рождественской и деревни Казаковой от межи на лугах в разных местах 400 копен, да на усть-Вхожева озера внизь по реке по Оке по Братов враг 200 копен, да крестьянсково сена к селу Спасскому и к деревни Гавриловской меж озер и по реке по Оке вниз под селом Спасским 1400 копен, и опричь тех угоден, что к селу Старой Резани и Резанцеву, по реке по Оке в длину на 5 верст, поперег 3 версты, инде больше, инде меньше. Да к монастырю ж Спаса Зарецкого угодья рыбныя ловли: озеро Спасское, озеро Круглое, озеро Лужное, два озера Калистовские, озеро Донец, озерко Глубокое, да десять перевесей со спуды, озерко Толсто сечи, озерко Жирковасое, озерко Яблоновое, озерко Хлоптово, озерко Кутуково, два озерка Суходольские. Сошнаго письма в живущем и впусте две сохи и пол-треть сохи, и не дошло в сошное письмо девяти чети с полуосминою и с третником пашни, а платить из живущего в сошное письмо села Спасково и деревни Гавриловские крестьяном со II чети с полуосминою пашни.А пмсана та вотчина за Спасским монастырем по приправочным платежным книгам письма и меры Василия Волынского с товарищи 105 году».   

В 1637-1638 гг. по отказной книге осаднаго головы Степана Алексеевича Хирина (за его печатию) Спасскому Зарецкому монастырю дана выпись на дворовое место в г. Переславле Рязанском на посаде, на Калачной улице, по конец Иванова места Можарова воротниковское место Митки Дехтярева, а тот Митка пропал без вести давно…. А и игумена в городе и на посаде места двороваго не было ".   

Будучи самостоятельным, Спас-3арецкнй монастырь управлялся игуменами, из которых известны: Феодосий, упом. в 1535 г.; Никандр, упом. в 1630 и 1646 гг.: Никифор, упом. в 1650 г. С потерею своей самостоятельности Спас-Зарецкий монастырь несколько лет управлялся строителями, из коих известны: Никодим, рукоп. 2 мая 1651 г.; Тихон, упом. в 1652 и 1653 гг.; Дионисий, упом. в 1665 г.; Иона, упом. в 1666 г.; Боголеп, рукоп. в 1661 г.: Феодосий, у помин, в 1694 г.; Пахомий. упом. в 1695 г.; Александр, упом. в 1699 г.     

Спас-Зарецкий монастырь потерял свою самостоятельность в 1651 г., и вот какия послужили к тому обстоятельства.В древнее время некоторые монастыри пользовались особым расположением московских государей. Государи давали таким монастырям разныя льготы, жалованныя, подтвердительныя, тарханныя, несудимыя и др. грамоты; освобождали те монастыри от зависимости областных и епархиальных судов. Эти монастыри, говорили тогда, государи сами брали под свое непосредственное покровительство. К таким привиллегированным монастырям приписывали другие монастыри, или, лучше сказать, вотчинный владения их.     Мы уже видели, что Спасский Зарецкий монастырь до 1651 г. управлялся игуменами, а по уничтожении маостоятельности – строителями, и кроме того, на монастырском дворе Спаса Зарецкаго «жили приказчики, переменяючись погодно». Около 1676 года монашествующих в монастыре, кроме строителя, уже никого не было, и у церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Зарецком монастыре, что на Старой Рязани, стали служить белые попы. По окладным книгам Старо-Рязанской десятины 184 (1676 г.), значится у церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Зарецком монастыре, что на Старой Рязани, белые попы: двор — поп Михаил Захариев. двор — поп Михаил Борисов, двор — поп Леонтей да диакон Помфил. В приходе к той церкви,— говоритсядалее в окладных книгах, - двор монастырский, а в нем живут прикащики, переменяючись погодно, да крестьян монастырских в том селе Спасском и в деревне Гавриловской двести семьдесят пять дворов да бобыльских двадцать пять дворов».     

Суд и расправа в приписных монастырях установлялись обыкновенно на тех же началах, на каких они существовали в тех привиллегированных монастырях, к которым были приписаны. А привиллегированные монастыри ведались обыкновенно непосредственно самими московскими государями и их дворецкими в Приказе Большаго дворца, там же чинились суд и расправа по монастырям, приписным к ним. В Приказе Большаго дворца сосредоточивалось и все государственныя и финансовыя отправления, относящияся до монастырских вотчин, как то: плата налогов с оброчных статей, сбор денег, хлеба и даточных людей для военной службы. Ведению Приказа Большаго дворцаподлежали не только одне монастырские власти – настоятели, игумены, но и все вообще обитатели монастыря – монастырские слуги и крестьяне.Но и не смотря на эти определенные в церковном праве обычаи, воеводы позволяли себевторгаться иногда по разным причинам, большею частью «по не дружбе», в неприсвоенныя им права по монастырским делам. Тогда монастырские власти жаловались на них государю и получали подтвердительныя грамоты, не обязывающия или, точнее, исключающая их из под власти местных воевод.      

Таковыя подтвердительныя и несуимыя грамоты повторялись почти каждому воеводе, потому что каждый из них был непрочь показать свою власть и над монастырями. Нам известны четыре несудимых грамоты, выданный Саввину Сгарожевскому монастырю на приписной к нему     Спасский Зарецкий монастырь в период времени с 1651 по 1700 год, не смотря на то, что они должны хорошо знать, что Спасский Зарецкий монастырь их ведению не подлежиит ни в каком отношении и что в каждой подтвердительной грамоте на имя рязанского воеводы повторялось, что и «наперед сего дана-де им великаго государя грамота в Переславль Рязанский воеводе, что их монастырских крестьян ни в каких делах в Переславле ведати не велено».   

Так, в 1659 году архимандрит Саввина монастыря Никандр с братиею жаловались на ряэанскаго воеводу Вердеревскаго, что он, Вердеревский, «по недружбе» с монастырскими властями чинить приписнаго Спас-Зарецкого монастыря крестьянам «налогу большую и убытки и в тюрьму сажает без вины, и от того их монастырская крестьяне хотят брести розно». Монастырским власти просили в своей челобитной, чтобы их "пожаловать — не велети их монастырских вотчинных крестьян ведати воеводе Вердеревскому судом и управою, а велеть судом и управою ведать губному старосте».   Грамотою с прочетом 6167 (1659) г. 19 мая. согласно челобитью этому, возстановлено было прежнее монастырское право, чтобы судом и расправою монастырских вотчинных крестьян Спас-Зарецкаго монастыря ведать по всем губному старосте Григорию Запольскому.     

В 1677 голу 21 июли, по челобитью Саввина Сгорожевскаго монастыря властей, дана грамота рязанскому воеводе князю Львову о подведомственности и подсудности слуг, служебников и вотчинных крестьян приписнаго Зарецкого монастыря не ему, воеводе, а Приказу Большаго дворца.     7 октября 1687 года новому рязанскому воеводе Акиму Яковлевичу Ржевскому дана грамота о неподсудности и неподведомственности ему слуг, служебников и крестьян рязанских монастырей, приписных к Саввину Сторожевскому монастырю, между прочими, и Спасскаго Зарецкаго.      В 1700г. 5 августа, через 13 лет, тоже предписывалось рязанскому воеводе Петру Яковлевичу Веселовскому.