« Декабрь 2023 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Село Казывань (в дореволюционных документах встречается название - Казыванье) возникло в последней четверти XVII века благодаря усилиям Небесного покровителя Тамбовской земли - святителя Питирима.
В 1682 году была учреждена Тамбовская епископская кафедра. Первым епископом Тамбовским на весьма короткое время стал Леонтий, после отрешения которого «за некоторые вины» от управления епархией в конце 1684 года вновь встал вопрос о назначении архиерея.
15 февраля 1685 года «повелением государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержцев, великий господин святейший Иоаким, Патриарх Московский и всея России, поставил во епископы в Тамбов из Вязьмы Предтечева монастыря архимандрита Питирима».
По просьбе святителя Питирима, поданной им еще в бытность его в Москве, до отъезда в Тамбовскую епархию, пожаловали ему: «для всякой его домовой нужды и пропитания в Шацком уезде монастырь Рождества Пресвятая Богородицы и великого чудотворца Николая — Матвееву пустынь, Чернеево тож, да монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Сергиеву пустынь, что на Пролом, да Вышинскую пустынь, со крестьяны, и с бобылями, и с пашнею, и с сенными покосами, и со всеми угодьи».
Святитель Питирим, кроме указанных выше владений, озаботился о приобретении и некоторых других, ему необходимых, по нуждам бедной епархии. Так в 1685 году он просит государей пожаловать ему на содержание кафедры в дополнение к скудным Мамонтову и Троицкому монастырям и другие земли.
В этом отношении замечательно его ходатайство и довольно длительная переписка по делу о приобретении земли в Тамбовском уезде, в пределах, так называемой, Талинской Поляны, для пашни и селитьбы его крестьян, — о чем мы узнаем из документов Московского архива Министерства Юстиции.
В 1686 году июля 8 дня преосвященный Питирим епископ Тамбовский пишет великим государям царям и великим князьям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу … «В Тамбовском уезде в лесу Талинская Поляна вниз по речке Талинке, по правую сторону, да по речке Керше вниз же по обе стороны лежит порозжая ковыльная земля; а ему в Тамбовском уезде под пашню и селитьбу крестьян земли нигде ничего не дано; просил ту порозжую ковыльную землю со всеми угодьями отдать ему в дом под пашню и селитьбу».
«В 1694 году июля 17 дня, по указу великих государей и по грамоте из приказа Большего Дворца, стольник и воевода Иван Леонтьев, взяв с собою Тамбовцев дворян и детей боярских и всяких чинов служилых людей, приехав в Талинскую Поляну досматривал, а по досмотру та Поляна пошла из большого заповедного леса и с другой стороны пришел черный лес и сошелся с Кершинским лесом, и вышла, к большой степи к, Воронежской дороге, по дачам Тамбовцев детей боярских, и от прихода воинских людей опасения Тамбовским жителям и новопоселенным крестьянам не будет, потому что стала в крепостях с двух сторон лес и от степи река Керша весьма неприступна, и крепка.
А по сказке старожилов то место называется Талинский Угол, а не Поляна, от почистки леса, и из той Поляны отказал в дом Боголепного Преображения Господня преосвященному Питириму, епископу Тамбовскому к прежней даче, к 300 четвертям 900 четвертей земли, в урочищах на речке Талинке и по Савенью и по речке Керше и по обе стороны сенные покосы против указа за речкою Кершею к Ржавцу Казаванью»...
Окончательно все эти земли были отмежеваны и закреплены только в 1696 году, всего 900 четвертей земли. Здесь владыка выступил в качестве не только землевладельца, но и колонизатора переселив на эти участки крестьян из Черниева. Вскоре на полученных землях, благодаря переводу тамбовским владыкой "на селитьбу” крестьян, появились села: Казывань, Большая Талинка, Малая Талинка, Керша.
В 1701 году, в связи с закрытием Тамбовской кафедры, вотчины Тамбовского архиерея были опять отписаны в казну. Практически в это же время начинаются административные реформы Петра I, в результате которых большая часть будущей Тамбовской губернии была приписана к Азовской губернии, затем переименованной в Воронежскую. В этот период и произошли первые сословные изменения в населении некогда монастырской деревни Пятницкой, Казывани тож.
Известный тамбовский краевед Н.В. Муравьёв о селе Казывани пишет следующее:
"… возникло, по всей вероятности, в первом десятилетии XVIII в. Впервые упомянуто в сводной ведомости владений монастырских, церковных, архиерейских, составленной на основе документов ревизии 1719 г. В указанном документе записано, что деревня Пятницкая, «Казывань тож», заселена крестьянами, принадлежавшими дворовой вотчине Тамбовского архиерея (65 мужских душ). По документам третьей ревизской сказки 1767 г. в селе Казывань числилось 50 домов однодворцев (294 человека) и 30 домов дворцовых крестьян." РГАДА ф.350, оп.2, д.238, л.3
Согласно ревизской сказке 1719 года в монастырской деревне Пятницкой, Казывани тож среди прочих числятся :
«… Лаврентей Харитонов сын Аханов 66 лет, епископом купленный, да у него сосед Петр Ерофеев сын Скосырев 50 лет, сын его Степан 30 лет, уроженец Тамбовского уезда служилого чина села Поганки и определен жить во оной деревне…
Да … Астах Гаврилов сын Разумихин 40 лет, Ряского уезду село Подвислого солдатской службы. У Астаха приемыши Петр 22 лет и Егор 10 лет Осиповы дети Лисицыны, Козловского уезду села Ламки городовой службы… »
Причины такой сословной «разношерстности» удалось найти двух следующих документах:
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Донского монастыря. (1542-1721)
№ 475/123
24 августа – 22 сентября 1721 года.
По прошению Стефана, митрополита Рязанского и Муромского на имя Государя, о возвращении ему, из под ведения Воронежских воевод, вотчин приписанного к дому бывшего Тамбовского архиерея Чернеева монастыря.
В 1700 году Тамбовская епархия соединена была с Рязанскою; ризница, жалованныя вотчиныя грамоты и крепости и все домовые припасы упраздненной кафедры переданы были в Монастырский Приказ.
Но вотчины ея, которыя, по указу патриарха Адриана, взяты были из Рязанской епархии от вотчин, Шацкага уезда, Чернеева монастыря и переведены в селидьбу в Тамбовский уезд, на реку Корочан и на реку Кершу, к дому митрополита Рязанскаго не были приписаны; напротив оне попали в ведение Воронежских воевод, которые не только подати с них сбирали, но ездили в оныя с другими чинами для охоты и чинили в них разные незаконные поборы и притеснения. Прикащики, назначенные воеводами, целыми семействами жили в вотчинах на счет крестьян. Такой порядок заведывания вотчинами бывшей Тамбовской епархии продолжался до 1721 года, когда все церковныя вотчины возвращены уже были, по именному указу, в ведение монастырей и архиереев. Митрополит Стефан просит и бывшыя вотчины Чернеева монастыря отдать в его ведение.»
Полное собрание законов Российской Империи, Том 1;Том 7
№ 4519 (1724 г.):
"...которые крестьяне и однодворцы пришлые из разных мест, живут в Тамбовском уезде в вотчинах бывших Тамбовских Епископов в сельце Талинке, да в деревне Казывань, и по указу 1722 года отписаны на Его Императорское Величество с землею: тех отписных дворцовых крестьян приписать к дворцовой Тамбовской волости, а однодворцам быть с однодворцами; а ежели между оных есть помещичьи крестьяне, и тех выслать на прежние жилища, как об них указы повелевают... "
До 1767 года Казывань было деревней, селом оно стало после постройки церкви. Вот что известно о постройке церкви в селе Казывань: "церковь в селе Козованьи Параскеевская деревянная, приписная, построена в
Село расположилось по обеим берегам реки Казычки. Кто кому дал свое название теперь уже не узнать. Но, скорее всего, село назвали по имени реки Казычки - притока Керши. Кстати, на плане генерального межевания земель 1790 года, современная река Казычка обозначена как Казыванья. Так что и село и река в те годы имели одинаковое имя. Многие населенные пункты России в то время имели двойное название, официальное и народное. Было народное имя и у Казывани - Пятницкая. Народное название села очевидно связано с Параскевой Пятницей.
Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, — пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой". Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, а в быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы».
К концу ХIХ века церковь совсем обветшала и в селе к 1898 году отстроили новую деревянную, уже двухпрестольную церковь. Главный престол во имя Святой Параскевы (28 октября) и придельный Никольский (6 декабря). Строилась церковь с весны 1895 года, на скромные средства прихожан. Строителями храма были крестьяне села Казывани - крестьяне Силантий Аксенов Дронов, Василий Селиверстов Белоусов и Михаил Васильев Дронов. Подробнее о строительстве церкви здесь.
При изучении метрических книг села Казывани в Государственном архиве Тамбовской области, я обратил внимание, что подавляющее большинство свадеб в Казывани справляли в престольный праздник - 28 октября (10 ноября по новому стилю).
Церковь эта уцелела и до наших дней, хотя как храм и прекратила свое существование.
В этой церкви в последний день 1913 года крестили мою бабушку - Раткину (Скосареву) Анастасию Николаевну.
В метрической книге это последняя запись о рождении за 1913 год. Отец - Скосарев Николай Никанорович, мать - Скосарева (Лисицина) Евдокия Степановна. Кто был восприемниками (крестными родителями) установить не удалось, последний лист метрической книги, очевидно уже после революции, пустили на самокрутки. Из Казывани практически все предки моей бабушки - Скосаревы, Дубовицкие, Лисицыны, Ращупкины, Белоусовы, Дроновы, Лукины. Но только двое из моих предков по бабушкиной линии брали себе жен в Казывани (в 1897 году Скосарев Николай Никанорович - Лисицыну Евдокию Степановну и в 1842 году Скосарев Ермолай Самсонович - Дубовицкую Елизавету Ивановну). Остальные Скосаревы находили себе невест в соседних деревнях и селах: Нащекино, Бычки, Шишкино, Пахотном Углу. Из Казывани родом и моя крестная мать - сестра моей бабушки - Мамонтова (Скосарева) Варвара Николаевна.
Вот как трактует происхождение фамилии Скосарев Б.О. Унбегаун: "Скосарев - отчество от прозвища отца из диалектного скосарь - "заносчивый, фанаберистый". Встречается и написание Скосырев, так как безударный гласный подвергается в русской речи редукции (ослаблению) - произношение а или ы в такой позиции неразличимо".
В XVIII веке на Тамбовщине с исключительной быстротой росло феодальное землевладение. Цари и царицы одаривали десятками и сотнями тысяч десятин своих приближенных.Так и в Казывани появилась "зкономия", а вместе с ней и помещичьи крестьяне. С тех пор Казывань разделилась на две половины: «барщину» и «вольную». На территории "барщины" проживали помещичьи крестьяне, а на территории "вольной" - государственные. Из "Межевой книги части дачи села Казыванья .. за 1805 год" ГАТО ф.29, оп.3, д.942 видно, что Казыванским помещиком в те годы был генерал-майор Болотников А.И. В 1860 году согласно "Приложения к трудам редакционных комиссий для составления Уложения о крестьянах", в селе Казывань в 31-м дворе проживало 19 дворовых людей и 31 крестьянин, принадлежавших помещику Беликович А.И.
В начале 1840-х годов в селе свирепствовала холера унесшая много жизней, а 1885 год стал для Казывани голодным годом. Подробности здесь.