Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Суббота, 24.08.2019, 02:06
Главная | RSS

 

Форма входа

Меню сайта

Календарь-новости

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Православный календарь


Икона дня

Цитаты из Библии

Праздники


Православные праздники

Статистика

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

село Казывань

 


null

 

Село Казывань (в дореволюционных документах встречается название - Казыванье) возникло в последней четверти XVII века благодаря усилиям Небесного покровителя Тамбовской земли - святителя Питирима.

В 1682 году была учреждена Тамбовская епископская кафедра.  Первым епископом Тамбовским на весьма короткое время стал Леонтий, после отрешения которого «за некоторые вины» от управления епархией в конце 1684 года вновь встал вопрос о назначении архиерея.

15 февраля 1685 года  «повелением государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержцев, великий господин святейший Иоаким, Патриарх Московский и всея России, поставил во епископы в Тамбов из Вязьмы Предтечева монастыря архимандрита Питирима».

По просьбе святителя Питирима, поданной им еще в бытность его в Москве, до отъезда в Тамбовскую епархию, пожаловали ему:  «для всякой его домовой нужды и пропитания в Шацком уезде монастырь Рождества Пресвятая Богородицы и великого чудотворца Николая — Матвееву пустынь, Чернеево тож, да монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Сергиеву пустынь, что на Пролом, да Вышинскую пустынь, со крестьяны, и с бобылями, и с пашнею, и с сенными покосами, и со всеми угодьи».

Святитель Питирим, кроме указанных выше владений, озаботился о приобретении и некоторых других, ему необходимых, по нуждам бедной епархии. Так в 1685 году он просит государей пожаловать ему на содержание кафедры в дополнение к скудным Мамонтову и Троицкому монастырям и другие земли.

В этом отношении замечательно его ходатайство и довольно длительная переписка по делу о приобретении земли в Тамбовском уезде, в пределах, так называемой, Талинской Поляны, для пашни и селитьбы его крестьян, — о чем мы узнаем из документов Московского архива Министерства Юстиции.

В 1686 году июля 8 дня преосвященный Питирим епископ Тамбовский пишет великим государям царям и великим князьям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу … «В Тамбовском уезде в лесу Талинская Поляна вниз по речке Талинке, по правую сторону, да по речке Керше вниз же по обе стороны лежит порозжая ковыльная земля; а ему в Тамбовском уезде под пашню и селитьбу крестьян земли нигде ничего не дано; просил ту порозжую ковыльную землю со всеми угодьями отдать ему в дом под пашню и селитьбу».

«В 1694 году июля 17 дня, по указу великих государей и по грамоте из приказа Большего Дворца, стольник и воевода Иван Леонтьев, взяв с собою Тамбовцев дворян и детей боярских и всяких чинов служилых людей, приехав в Талинскую Поляну досматривал, а по досмотру та Поляна пошла из большого заповедного леса и с другой стороны пришел черный лес и сошелся с Кершинским лесом, и вышла, к большой степи к, Воронежской дороге, по дачам Тамбовцев детей боярских, и от прихода воинских людей опасения Тамбовским жителям и новопоселенным крестьянам не будет, потому что стала в крепостях с двух сторон лес и от степи река Керша весьма неприступна, и крепка.

А по сказке старожилов то место называется Талинский Угол, а не Поляна, от почистки леса, и из той Поляны отказал в дом Боголепного Преображения Господня преосвященному Питириму, епископу Тамбовскому к прежней даче, к 300 четвертям 900 четвертей земли, в урочищах на речке Талинке и по Савенью и по речке Керше и по обе стороны сенные покосы против указа за речкою Кершею к Ржавцу Казаванью»...

Окончательно все эти земли были отмежеваны и закреплены только в 1696 году, всего 900 четвертей земли. Здесь владыка выступил в качестве не только землевладельца, но и колонизатора переселив на эти участки крестьян из Черниева.  Вскоре на полученных землях, благодаря переводу тамбовским владыкой "на селитьбу” крестьян,  появились села: Казывань, Большая Талинка, Малая Талинка, Керша.

В 1701 году, в связи с закрытием Тамбовской кафедры, вотчины Тамбовского архиерея были опять отписаны  в казну.  Практически в это же время начинаются административные реформы Петра I, в результате которых большая часть будущей Тамбовской губернии  была приписана к Азовской губернии, затем переименованной в Воронежскую. В этот период и произошли первые сословные изменения в населении некогда монастырской деревни Пятницкой, Казывани тож.

 

Известный тамбовский краевед Н.В. Муравьёв о селе Казывани пишет следующее:

"… возникло, по всей вероятности, в первом десятилетии XVIII в. Впервые упомянуто в сводной ведомости владений монастырских, церковных, архиерейских, составленной на основе документов ревизии 1719 г. В указанном документе записано, что деревня Пятницкая, «Казывань тож», заселена крестьянами, принадлежавшими дворовой вотчине Тамбовского архиерея (65 мужских душ). По документам третьей ревизской сказки 1767 г. в селе Казывань числилось 50 домов однодворцев (294 человека) и 30 домов дворцовых крестьян."  РГАДА ф.350, оп.2, д.238, л.3

 

Согласно ревизской сказке 1719 года в монастырской деревне Пятницкой, Казывани тож среди прочих числятся :

«… Лаврентей Харитонов сын Аханов 66 лет, епископом купленный, да у него сосед Петр Ерофеев сын Скосырев 50 лет, сын его Степан 30 лет, уроженец Тамбовского уезда служилого чина села Поганки и определен жить во оной деревне… 

Да …  Астах Гаврилов сын Разумихин 40 лет, Ряского уезду село Подвислого солдатской службы. У Астаха приемыши Петр 22 лет и Егор 10 лет Осиповы дети Лисицыны, Козловского уезду села Ламки городовой службы… »

Причины такой сословной «разношерстности» удалось найти двух следующих документах:

Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Донского монастыря. (1542-1721)

№ 475/123
24 августа – 22 сентября  1721 года.


По прошению Стефана, митрополита Рязанского и Муромского на имя Государя, о возвращении ему, из под ведения Воронежских воевод, вотчин приписанного к дому бывшего Тамбовского архиерея Чернеева монастыря.

В 1700 году Тамбовская епархия соединена была с Рязанскою; ризница, жалованныя вотчиныя грамоты и крепости и все домовые припасы упраздненной кафедры переданы были в Монастырский Приказ.
Но вотчины ея, которыя, по указу патриарха Адриана, взяты были из Рязанской епархии от вотчин, Шацкага уезда, Чернеева монастыря и переведены в селидьбу в Тамбовский уезд, на реку Корочан и на реку Кершу, к дому митрополита Рязанскаго не были приписаны; напротив оне попали в ведение Воронежских воевод, которые не только подати с них сбирали, но ездили в оныя с другими чинами для охоты и чинили в них разные незаконные поборы и притеснения. Прикащики, назначенные воеводами, целыми семействами жили в вотчинах на счет крестьян. Такой порядок заведывания вотчинами бывшей Тамбовской епархии продолжался до 1721 года, когда все церковныя вотчины возвращены уже были, по именному указу, в ведение монастырей и архиереев. Митрополит Стефан просит и бывшыя вотчины Чернеева монастыря отдать в его ведение.»

 

Полное собрание законов Российской Империи, Том 1;Том 7

№ 4519 (1724 г.):
"...которые крестьяне и однодворцы пришлые из разных мест, живут в Тамбовском уезде в вотчинах бывших Тамбовских Епископов в сельце Талинке, да в деревне Казывань, и по указу 1722 года отписаны на Его Императорское Величество с землею: тех отписных дворцовых крестьян приписать к дворцовой Тамбовской волости, а однодворцам быть с однодворцами; а ежели между оных есть помещичьи крестьяне, и тех выслать на прежние жилища, как об них указы повелевают... "

 

До 1767 года Казывань было деревней, селом оно стало после постройки церкви. Вот что известно о постройке церкви в селе Казывань: "церковь в селе Козованьи Параскеевская деревянная, приписная, построена в 1767 году, перестроена в 1866 году, престол один". Источник - "Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год

 

Село расположилось по обеим берегам реки Казычки. Кто кому дал свое название теперь уже не узнать. Но, скорее всего, село назвали по имени реки Казычки - притока Керши.  Кстати, на плане генерального межевания земель 1790 года, современная река Казычка обозначена как Казыванья. Так что и село и река в те годы имели одинаковое имя. Многие населенные пункты России в то время имели двойное название, официальное и народное. Было народное имя и у Казывани - Пятницкая. Народное название села очевидно связано с Параскевой Пятницей.

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, — пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой". Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, а в быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы».

null

 К концу ХIХ века церковь совсем обветшала и в селе к 1898 году отстроили новую деревянную, уже двухпрестольную церковь. Главный престол во имя Святой Параскевы (28 октября) и придельный Никольский (6 декабря).  Строилась церковь с весны 1895 года, на скромные средства прихожан. Строителями храма были крестьяне села Казывани - крестьяне Силантий Аксенов Дронов, Василий Селиверстов Белоусов и Михаил Васильев Дронов. Подробнее о строительстве церкви здесь.

При изучении метрических книг села Казывани в Государственном архиве Тамбовской области, я обратил внимание, что подавляющее большинство свадеб в Казывани справляли в престольный праздник - 28 октября (10 ноября по новому стилю).

 

Церковь эта уцелела и до наших дней, хотя как храм и прекратила свое существование.

В этой церкви в последний день 1913 года крестили мою бабушку - Раткину (Скосареву) Анастасию Николаевну.

В метрической книге это последняя запись о рождении за 1913 год. Отец - Скосарев Николай Никанорович, мать - Скосарева (Лисицина) Евдокия Степановна. Кто был восприемниками (крестными родителями) установить не удалось, последний лист метрической книги, очевидно уже после революции, пустили на самокрутки. Из Казывани практически все предки моей бабушки - Скосаревы, Дубовицкие, Лисицыны, Ращупкины, Белоусовы, Дроновы, Лукины. Но только двое из моих предков по бабушкиной линии брали себе жен в Казывани (в 1897 году Скосарев Николай Никанорович - Лисицыну Евдокию Степановну и в 1842 году Скосарев Ермолай Самсонович - Дубовицкую Елизавету Ивановну). Остальные Скосаревы находили себе невест в соседних деревнях и селах: Нащекино, Бычки, Шишкино, Пахотном Углу. Из Казывани родом и моя крестная мать - сестра моей бабушки - Мамонтова (Скосарева) Варвара Николаевна.

null

  Вот как трактует происхождение фамилии Скосарев Б.О. Унбегаун: "Скосарев - отчество от прозвища отца из диалектного скосарь - "заносчивый, фанаберистый". Встречается и написание Скосырев, так как безударный гласный подвергается в русской речи редукции (ослаблению) - произношение а или ы в такой позиции неразличимо".

 

В XVIII веке на Тамбовщине с исключительной быстротой росло феодальное землевладение. Цари и царицы одаривали десятками и сотнями тысяч десятин своих приближенных.Так и в Казывани появилась "зкономия", а вместе с ней и помещичьи крестьяне. С тех пор Казывань разделилась на две половины: «барщину» и «вольную». На территории "барщины" проживали помещичьи крестьяне, а на территории "вольной" - государственные. Из "Межевой книги части дачи села Казыванья .. за 1805 год" ГАТО ф.29, оп.3, д.942 видно, что Казыванским помещиком в те годы был генерал-майор Болотников А.И. В 1860 году согласно "Приложения к трудам редакционных комиссий для составления Уложения о крестьянах", в селе Казывань в 31-м дворе проживало 19 дворовых людей и 31 крестьянин, принадлежавших помещику Беликович А.И.

В начале 1840-х годов в селе свирепствовала холера унесшая много жизней, а 1885 год стал для Казывани голодным годом. Подробности здесь.

null

          В середине 80-х годов  XIX века духовным ведомством открыта школа гра­моты. В 1886 году на средства прихода построено для школы и церковной караулки деревянное, крытое железом здание на две классные комнаты. В 1898 году в школе обучалось  65 учащихся. Позднее - церковно-приходская школа.
 
В 1918 году школа реорганизована в трудовую школу I ступени. С 1949 г. - се­милетка, с 1962 г. - восьмилетка. В настоящее время не существует.
         
         К 1911 году в селе насчитывается уже 275 дворов и проживает 2120 человек, в селе действовала смешанная церковно-приходская школа. Население села помимо обработки земли занималось извозом и выделкой колес. 

      В 1921 году, в разгар Антоновского восстания на Тамбовщине, в Казывани были созданы
1-й и 2-й сельский комитет Союза трудового крестьянства, очевидно по указаному выше признаку разделения села: "барщина"-"вольная". Многие из крестьян села вступили в сформированный Казыванский полк. О атмосфере того периода позволяет судить документ, составленный уполномоченным особого отдела Хворовым, к которому попали в руки протоколы собраний сельских комитетов. В тексте сплошь и рядом мелькают знакомые фамилии. Нетрудно догадаться, что стало с этими людьми и их семьями, после подавления восстания, если они конечно уцелели к тому моменту.





На данной странице использованы материалы :

Олега Левина с сайта http://www.kraeved.ru/.

Фотогоафии автора, 
пользователя ЖЖ Tananta, пользователя сайта Panoramio - Dragon3
.