Село Саюкино впервые упоминается в окладных книгах
Вторично о селе Саюкине упоминается с некоторыми подробностями в документах первой ревизской сказки 1719-1722 г г. По-прежнему в Саюкине числилось два прихода - Михайловский и Дмитриевский. В Михайловском приходе насчитывалось 78 домов однодворцев. В числе их Игнат Рощин, Антон Кревенцов, Леонтий Семенов, Михаил Черкашин, Селиверст Бурцев, Федор Филатов, Игнат Мачехин, Савва Коростылев... В Дмитриевском приходе - 57 домов однодворцев, среди них Василия Севостьянова, Матвея Давыдова, Макара Копылова, Артемия Трофимова, Степана Колобова, Павла Курапова, Игната Дорохина, Тимофея Дегтярева... Однодворцев в двух приходах села Саюкина было 748, дворовых - 77 душ.
Во второй половине XIX в. село окончательно разделилось на два самостоятельных поселения - Саюкино (бывший Михайловский приход) и Дмитриевщина (бывший Дмитриевский приход).
По сведениям центрального
государственного архива древних актов упоминания о двух селах Рассказовского
района Дмитриевщине и Саюкино содержится во многих документах, примерно с
середины 17 века. Эти два современных села триста с лишним лет существовали, как
единое село, но с двумя приходами и в документах именовались то село Саютино (Саюкино), то Дмитриевское, то Михайловское, то Дмитриевщина, то Березовка, то
Селивановка. Вот сколько названий вплоть до середины 19 века было у старинного
села. Вплоть до 19 века большинство сел носило как бы двойное название. C одной стороны, официально населенный пункт
назывался по названию храма в нем расположенного, а население по старинке звало
село по каким-то другим признакам: по первопоселенцу Селиванову - « Селивановка», по березовой роще – Березовка». Первое точное упоминание о селе
Дмитриевщина содержится в « Ландратской переписной книге детей боярских» от
Первыми жителями села были отставные солдаты, которым разрешалось поселяться на свободных землях. Это жители Тамбова, Шацка, Конобеева и других. Первые поселения появились в междуречье реки Керша и левого ее притока, названо это поселение было « Кобзев». Затем прибывшие жители образовали поселение « Черников». С увеличением населения жители расселяются от улицы « Кобзев» на юг вдоль реки, а затем на юго-восток, вдоль проезжей дороги Тамбов- Саратов, по последней торговцы и купцы везли зерновые культуры и перегоняли скот к воде реки Цны. Дорога имела извилины, и поселение вдоль дороги было названо Криушей. С приходом новоселов жители расселяются вдоль реки Керши, от моста на юго-восток, и образовали Заречье, а два дома были построены от моста на северо-восток и названо было Красновкой. Прибывшие мордовцы стали заниматься земледелием, скотоводством и пчеловодством. Они долгое время держали в секрете разведение и уход за пчелами и поэтому жители села. Прозвали их тонкими ( хитрыми ) людьми, улица долгое время сохраняла свое название – Тонково. Затем поселились жители улицы Пески, Каблук, Безгин. Сохранились мордовские фамилии: Шалагина, Парбузина, Безгина, Тарабрина.
Первопоселенцы не зря селились поукромнее. Жить в крае вплоть до конца 18 века было неспокойно. Беспокоили набегами
ногайские татары, поднимала бунты языческая мордва. В конце 18 – 19 веков в
селе проживала образованная династия священников Оржевских. На протяжении
нескольких десятилетий они расспрашивали старожилов, записывали легенды и
составили настоящую летопись села и окрестностей. Священник Иоан Оржевский пересказывает
несколько легенд о том, как некий охотник Саюк после нападения татар на его
жилище и смерти единственной дочери, удалился в непроходимый лес и основал
малый монастырь – обитель, где долгие годы вел отшельническую жизнь. И как
своими руками срубил маленькую часовню. О его жизни прослышал епископ
Тамбовский Питирим и в лето 7203 (
Согласно "Списка населенных мест Тамбовской губернии за 1862 год" : Саюкино, Михайловское тож, село казенное и владельческое, при речке Орлянке и реке Керше. Расстояние от уездного города - 38 верст. В Саюкино в 1862 году 294 двора, 1173 души мужского пола и 1168 - женского. В селе имелись: церковь православная, ярмарка, базары по понедельникам.
На странице использованы материалы, собранные преподавателем истории школы села Саюкино, Часовских Еленой Михайловной.